Forbes Украина,
24 июня 2015 г.
Почему работу МТСБУ окружают скандалы
782 просмотра
Конфликт между органами управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) – президиумом (избирается общим собранием всех страховых компаний – членов МТСБУ) и координационным советом (состоит из трех представителей ВР, представителя Нацкомфинуслуг, представителя Лиги страховых организаций Украины и трех компаний – членов МТСБУ) – не спешит угасать. На одном из этапов противостояния перевес оказался на стороне президиума. На общем собрании страховщиков – членов МТСБУ было принято решение, которое лишило координационный совет кворума. Позже от регулятора поступила инициатива по изменению состава координационного совета, однако поддержки на страховом рынке она не нашла.
МТСБУ – орган, деятельность которого касается миллионов украинцев – потребителей продуктов обязательного страхования. И влияние представителей государства на этот орган сложно назвать «позитивным», поскольку именно под влиянием чиновников из фондов Бюро пропадали сотни миллионов гривен. Схемы были разными – от выделения средств на «безопасность дорожного движения» до размещения средств в близких к чиновникам банках, которые впоследствии стали неплатежеспособными.
Готово ли объединение страховщиков действовать как саморегулируемая организация, без вмешательства государства, и выполнять возложенные на него функции? Ответ на этот и другие вопросы – в колонке президента МТСБУ Юрия Гришана.
Моторное бюро долгое время окружено ореолом скандалов, из-за чего доверие страхователей к страховщику постоянно падает. Это, безусловно, негативно отражается на всем рынке страхования Украины. Фонды Бюро всегда интересовали чиновников, вследствие чего между представителями государства и страховщиками возникали конфликты. После Революции достоинства рынок все же взял инициативу в свои руки, возобновив деятельность президиума, который не собирался с 2011 года.
Однако интерес к фондам, к сожалению, не угас. Вследствие чего между органами управления Бюро появились новые скандалы. Увы, органы управления, в данном случае, никак не дополняют друг друга, а постоянно конкурируют между собой. Уже неоднократно говорилось о том, что в уставе МТСБУ и в нормах закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности содержится юридический конфликт.
Его причиной является то, что и координационный совет, и президиум убеждены, что они имеют равные правомочия по управлению Бюро – например, право отзывать с должности генерального директора, что привело к последнему конфликту.
В сложившейся ситуации разрешить такой конфликт можно только в судебном порядке. Однако это не самый лучший способ. Особенно когда есть возможность уйти от него раз и навсегда, внеся соответствующие изменения в нормативные акты и исключив из них конфликтующие нормы.
На данный момент не существует более совершенной формы управления, нежели управление акционерным обществом, где учитываются интересы всех собственников и профессиональных управленцев, возглавляющих исполнительные органы. Согласно закону об ОСАГО, основным органом управления МТСБУ является общее собрание его членов, что, по сути, является аналогом собрания акционеров. 2 октября 2014 года собрание приняло решение трансформировать коордсовет в совет с функциями общественного контроля над деятельностью саморегулируемой организации страховщиков.
Поскольку мы еще находимся в процессе формирования гражданского общества, то, безусловно, нам без такой формы контроля не обойтись. Эти изменения, внесенные в устав Бюро, должны были быть утверждены регулятором – Нацкомфинуслуг.
Общее собрание, которое проводилось 26 марта на фоне всех событий в Бюро, еще раз подтвердило эту позицию. Однако регулятор не поддержал предложение страховщиков по составу Координационного совета (четыре представителя страхового рынка и четыре – от государства) и выставил свои условия, которые не были поддержаны президиумом Бюро, поскольку они не соответствовали воле собрания. Встреча же регулятора с тремя ассоциациями страховщиков, которая состоялась 20 мая, подтвердила, со слов их руководителей, что регулятор, в итоге, согласился с тем, что коордсовет в структуре управления МТСБУ не нужен.
Естественно, возникает вопрос: готовы ли на сегодняшний день страховщики (члены МТСБУ) существовать как СРО, без вмешательства государства, и при этом эффективно выполнять возложенные на них законодательно функции обязательного страхования?
Ответ на этот вопрос страховщики фактически уже дали в новом проекте закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Этот законопроект продвигается в первую очередь рынком. Он направлен на своевременное выполнение страховыми компаниями своих обязательств, и при этом в корне меняет надзорную и регуляторную функцию Нацкомфинуслуг по отношению к МТСБУ. Моторное бюро как саморегулируемая организация становится объектом контроля регулятора, у которого должен появиться ряд полномочий, таких как утверждение положения о Централизованном страховом резервном фонде (ЦСРФ) МТСБУ, а также осуществление контроля за его соблюдением.
Также Моторное бюро обязано предоставлять регулятору отчетность об использовании средств фонда, а Нацкомфинуслуг должна иметь право требовать устранения выявленных нарушений. Также регулятор должен иметь правомочия требовать от Бюро проведения аудиторской проверки, но не чаще одного раза в год, а в случае несогласия с действиями органов Моторного бюро выдавать предписания и требовать созыва общего собрания членов МТСБУ и участвовать в нем.
Кроме того, новый проект закона Украины об ОСАГО предусматривает ликвидацию такого органа управления, как коордсовет. И, конечно, он существенно усиливает ответственность страховых компаний и способствует развитию прозрачной и надежной системы страхования в Украине.
С одной стороны, представители государства правы, когда говорят о необходимости надзора за этой деятельностью. Но те решения, которые уже были приняты президиумом, в том числе касающиеся его членов, показывают, что президиум довольно быстро становится органом профессионального регулирования отношений в МТСБУ.
Не стоит забывать и о том, что предыдущему и нынешнему созыву президиума, который смог вновь собраться лишь после Революции достоинства, достались в наследство очень тяжелые «болезни» рынка. Главная из них – это коррупционные схемы в регламентных выплатах. А также – неэффективное использование средств, над анализом которого сегодня работают ревизионная комиссия и экспертная группа по регламентным выплатам, что инициировано именно президиумом.
Сейчас те взаимоотношения, которые складываются между регулятором и комитетом Верховной рады, а также изменения в закон об ОСАГО фактически должны сложить новую систему взаимоотношений Моторного бюро и государственных институтов, основой которых должен стать самый главный субъект – клиент. Основные критерии возможности страховщика и далее оставаться членом МТСБУ – то, как он придерживается законодательства, в частности, осуществляет ли выплаты в течение положенных 90 дней, и есть ли на него жалобы.
Несмотря на то, что уже был принят ряд довольно жестких решений, и далее возникают ситуации, когда компании – члены МТСБУ оказываются неплатежеспособными. Это связано с тем, что все эти годы и регулятор, и регуляторное законодательство Украины были не готовы к целому ряду вызовов: никто не контролировал процесс построения финансовых пирамид и вывода денег из этих компаний. А также – не имел права и не контролировал оплаты колоссальных комиссионных агентам, которые и обеспечивали, по сути, построение таких пирамид.
Сейчас эти функции практически взяло на себя МТСБУ, а продвижением более прогрессивного законодательства занимается рынок. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, несложно сделать вывод о том, нужен ли нам в это время дополнительный контроль со стороны государства.
Юрий ГРИШАН, президент МТСБУ
Вся пресса за 24 июня 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 сентября 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 19 сентября 2025 г.
Арбитраж обязал страховщиков выплатить более €110 млн Тюменскому НПЗ

|
|
КонсультантПлюс, 19 сентября 2025 г.
Кассация напомнила судам, когда с виновника ДТП можно взыскать не покрытый по ОСАГО ущерб

|
|
РИА Новости, 19 сентября 2025 г.
Суд взыскал со страховщиков миллионы евро в пользу владельца Тюменского НПЗ

|
|
Парламентская газета, 19 сентября 2025 г.
Штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО будут по-новому

|
18 сентября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 18 сентября 2025 г.
Названы автомобили, которые россияне чаще всего ремонтировали летом

|
|
Аргументы и факты-Тверь, 18 сентября 2025 г.
Страховая засудила подростка на Mazda, устроившего ДТП в Тверской области

|
|
Авторадио, 18 сентября 2025 г.
Эксперт рассказал о новых правилах ремонта авто

|
|
РБК (RBC.ru), 18 сентября 2025 г.
Собянин назвал проблемой страховые выплаты за нежелающих работать

|
|
Кабардино-Балкарская правда, Нальчик, 18 сентября 2025 г.
Могут начисляться только проценты

|
|
Российская газета-Сибирь, 18 сентября 2025 г.
Коротко

|
|
ТАСС, 18 сентября 2025 г.
Эксперт Иванов отметил рост объема рынка киберстрахования в России

|
|
ТАСС, 18 сентября 2025 г.
Эксперт Иванов: не более 10% компаний в РФ имеют страховку от киберпреступлений

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 18 сентября 2025 г.
ОСАГО в России может подешеветь: новый метод расчета полиса

|
|
Финмаркет, 18 сентября 2025 г.
За полугодие число обращений граждан к страховщикам ОМС по вопросам медпомощи и число обоснованных жалоб выросли на 14%

|
|
Банковское обозрение, 18 сентября 2025 г.
Страховой рынок Китая. Стадия онлайн-принятия ИИ

|
|
НИА Калининград, 18 сентября 2025 г.
По принуждению: судебные приставы принудили калининградца заплатить страховое возмещение

|
|
Комсомольская правда-Калининград, 18 сентября 2025 г.
Калининградского предпринимателя заставили выплатить долг страховой компании за разбитую в ДТП «Мазду»

|
 Остальные материалы за 18 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|